Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS |
Cайт учителя СеновойНатальи Владимировны |
|
Адаптация детей при переходе из 4 класса в 5 класс В пятом классе условия обучения коренным
образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный
руководитель – учителя-предметники», уроки, как правило, проводятся в разных
кабинетах. В настоящее время переход из начальной
школы в среднюю совпадает с концом детства – достаточно стабильным периодом
развития. Как показывает практика, большинство
детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем,
что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями,
разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым
показателем их взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью
рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о «доброй» математичке или «вредном»
историке. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение
как шанс заново начать школьную жизнь, наладить несложившиеся отношения с
педагогами. Переход из начальной школы в среднюю
связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Психологические и психофизиологические
исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники
переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем,
который был характерен для начала обучения в первом классе. Резкое изменение условий обучения,
разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику
разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого
маленького» в средней – все это является довольно серьезным испытанием для
психики школьника. В адаптационный период дети могут стать
более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными,
суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми,
неорганизованными. Иногда нарушаются сон, аппетит... Подобные функциональные
отклонения и той или иной форме характерны примерно для 70–80 % школьников. У большинства детей подобные отклонения
носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала
учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца
и даже больше. С адаптационным периодом часто связаны и
заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер. В период адаптации важно обеспечить
ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы
пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей. При слишком длительном процессе
адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо
обратиться к школьному психологу. Что же может затруднить адаптацию детей к
средней школе? Прежде всего это рассогласованность, даже противоречивость
требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух
сторон, в тетради по русскому языку – с одной, а по иностранному языку нужны
три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует,
чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а
учительница литературы хвалит за собственное мнение и т. п. Такие «мелочи» нередко существенно
затрудняют жизнь школьника. Важно обратить внимание родителей на
позитивную сторону такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в
ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти
требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет
умением, необходимым для взрослой жизни. Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с
чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими
трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история
– составить план ответа по учебнику», «иностранный язык – приносить с собой,
помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и
т. п.). Трудности у пятиклассников может вызывать
и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу,
особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя. Необходимо, чтобы школьники правильно
понимали употребляемые учителем и встречающиеся в текстах учебников термины.
Сейчас много специальных школьных словарей, и хорошо, если дети будут иметь их
и научатся ими пользоваться. Важно разъяснить, что неполное, неточное понимание
слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала. Трудности, возникающие у детей при
переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной
деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых
пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они
не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы – они бегают
по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших
классов. Отсюда повышенная зависимость
определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю,
плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей. Иногда за одной и той же формой поведения
(например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница)
скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь
оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают,
о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя как «старшего», «выросшего»,
того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка это может
сочетаться. Однако некоторое «обезличивание» подхода
к школьнику – очень значимый момент для его развития, укрепления у него чувства
взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую позицию. Помощь родителей на первых порах нередко
нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе
дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые
нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе. Именно с этими особенностями
адаптационного периода в значительной степени связано ухудшение успеваемости,
которому родители подчас находят неверное объяснение. Литература 1. Джинотт, Х. Дж. Между родителем и
подростком. – М., 2000. 2. Практическая психология образования /
под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1997. 3. Сосова, Н. Л. В пятый раз – в первый
раз: пособие по профилактике и коррекции школьных проблем учеников 10–11 лет. –
СПб., 2001. 4. Цукерман, Г. А. Десяти-,
двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы
психологии, 1998. – № 3. |
|