Ах, как долго мы писали

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

Комплекс 4. "Бабочка"

Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)

Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

Комплекс 5. "Волшебный сон"

Реснички опускаются... Глазки закрываются... Мы спокойно отдыхаем... Сном волшебным засыпаем... Дышится легко... ровно... глубоко... Наши руки отдыхают... Отдыхают... Засыпают... Шея не напряжена И рассла-бле-на... Губы чуть приоткрываются... Все чудесно расслабляется... Дышится легко... ровно... глубоко... (Пауза.)

Комплекс 4. 

Мы спокойно отдыхаем... Сном волшебным засыпаем... (Громче, быстрей, энергичней.)

Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем. Их повыше поднимаем. Потянулись! Улыбнулись! Всем открыть глаза и встать!


 Комплекс 5. Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко

"Палъминг".

Центр ладони должен быть над центром глазного яблока.

Основание мизинца (И правой, и левой руки.) - на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.

"Верх-вню, влево-вправо".

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

"Круг".

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

"Квадрат".

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

"Покорным рожи".

Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.

Гримасочка ежика - губки вытянуты вперед - влево - вправо -вверх - вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.)

"Рисование носом".

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может конкретизировать задание в соответствии с темой урока.)

"Раскрашивание".

Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом.

Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

"Расширение поля зрения".

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем - правый глаз, за левым - левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их... и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.

"Буратино".

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.

"Часики".

Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик - по часовой стрелке, а правый - против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.

С помощью таких приемов развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция. Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребенка:

Белый - ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему;

Черный - в небольшой дозе сосредоточивает внимание, в большой — вызывает мрачные мысли;

Коричневый - в сочетании с яркими цветами создает уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию;

Красный - возбуждает, раздражает;

Голубой - ухудшает настроение;

Зеленый — улучшает настроение, успокаивает;

Желтый - теплый и веселый, создает хорошее настроение.


Комплекс 6. 

"На море"

(Под медленную спокойную музыку.)

 «Горизонт»

1—4— чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом.) линию горизонта («на море») слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.

5—8 — повторить линию горизонта справа-налево.

«Лодочка»

1-4 - чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо.

5—8 — повторить движения счета 1—4 в другую сторону.

«Радуга»

1 —4 — чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.

5—8 — повторить движения счета 1—4 в другую сторону.

«Солнышко»

1—8. «На море солнышко» - чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо.

Затем можно повторить упражнение в другую сторону.

«Пловец плывет к берегу»

1-4 - правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца.

5-8 - медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу,

А левую руку поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки.

«Яркое солнышко»

1-8 — зажмуриться - «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.

Комплексы общеразвивающих упражнений, выполняемых в сочетании с движениями глаз

1. И. п.- основная стойка, руки спереди в замок. Поднять руки вверх, прогнуться - вдох, опустить руки - выдох. Смотреть на руки. Повторить 4—6 раз.

2. И. п.- стоя, руки вперед. Круговые движения руками в одном и в другом направлении - 10-15 с. Сопровождать взглядом движения рук. Выполнять круговые движения 5 с в левую сторону, затем 5 с в правую.

3. И. п.- то же. Одну руку поднимать, другую - опускать, затем наоборот - 20-15 с. Сопровождать движение рук взглядом.

4. И. п.- основная стойка. Поднять руки вверх, затем опустить. Смотреть сначала на левую кисть, затем на правую. Менять направление взгляда после каждого движения. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 10-15 с.

5. И. п.- стоя, руки вперед. Вращать кисти в левую сторону, смотреть на левую кисть 10 с, затем в правую - смотреть на правую кисть 10с.

6. И. п.- основная стойка. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 6-8 раз в каждую сторону. Смотреть на какой-либо предмет.

7. И. п.- то же. Поднять голову, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 6-8 раз. Смотреть на какой-либо предмет.


Комплекс 7. Памятка для учащихся начальных классов

Долго тянется урок — 

Много вы читали. 

Не поможет тут звонок,

Раз глаза устали.

Глазкам нужно отдыхать,

Знай об этом каждый.

Упражнений ровно пять,

Все запомнить важно.

Упражнение один

На край парты книги сдвинь. 

(Сидя, откинься на спинку парты, сделай глубокий вдох, затем наклонись вперед на крышку парты, сделай выдох.)

Упражнение такое

Повтори пять раз за мною.

Упражнение два-

Тренируй свои глаза. 

(Откинувшись на спинку парты, прикрой веки, крепко зажмурь глаза, открой глаза.)

Занимаемся все сразу,

Повтори четыре раза.

Упражнение три.

Делай с нами, не спеши. (Сидя, положи руки на пояс, поверни голову направо, посмотри на локоть правой руки, поверни голову налево, посмотри на локоть левой руки, вернись в И. п.)

Повторите пять раз,

Расслабляя мышцы глаз.

На упражнение четыре

Потратить нужно много силы. (Сидя, смотри перед собой, посмотри на классную доску 2—3 с. Вытяни палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5—20 см от глаз. Переведи взгляд на конец пальца и посмотри на него 3—5 с, после чего руку опусти.)

Повторите 5-6 раз,

Все получится у вас.

Упражнение пять

Нужно четко выполнять. (Сидя, вытяни руки вперед, посмотри на кончики пальцев. Подними руки вверх - вдох, следи глазами за руками, не поднимая головы, руки опусти (выдох).)


Комплекс 8. Профилактические упражнения для глаз

— 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, слева-направо.

— 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз, вниз-вверх.

— 15 вращательных движений глазами слева-направо.

— 15 вращательных движений глазами справа-налево.

— 15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую стороны — «восьмерка».

Руки за спинку, головки назад

Руки за спинку, головки назад. (Закрыть глаза, расслабиться.)

Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх.)

Головки опустим — на парту гляди. (Вниз.)

И снова наверх - где там муха летит? (Вверх.)

Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам.)

И снова читаем. Немного еще.


Комплекс 9. 

И. п. — сидя за партой.

1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2. Движения глазными яблоками.

— глаза вправо-вверх.

— глаза влево-вверх.

— глаза вправо-вниз.

— глаза влево-вниз.

Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15 с.

 Комплекс 10. Самомассаж.

Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза* пальцы вместе. Держать 1 с. Ладони на стол, Открыть глаза.

1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить

2—3 раза.

2. Посмотреть вдаль. Закрыть глаза на 5-6 с. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5-6 с, Открыть глаза. Повторить 3—4 раза.

3. Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20-30 с. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза.


1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2. Закрыть глаза. Выполнять круговые движения глазными яблоками с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2-3 раза в каждую сторону.

3. Поморгать глазами. Повторить 5-6 раз.


1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить

2-3 раза.

2. Закрывать и открывать глаза, крепко сжимая веки. Повторить

5-6 раз.

Закрыть глаза, расслабить веки, 10-15 с.

3. Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Представить море,

Лес. Отдых 10-15 с. Открыть глаза.


1. Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони

На них.

2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец

Вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки

По правой стороне, а правой рукой - по левой стороне надбровных дуг

От переносицы до конца бровей.

 Комплекс 11.