Внеклассное
занятие: "Моя семья"
Цель:
формировать
умения видеть большое через малое, воспитывать любовь и уважение к своей семье.
Показать, что связь поколений начинается в твоей семье, протянуть ниточку между
прошлым и будущим.
Ход
урока
1.
Организационный момент
–
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Представьте, что всех нас пригласили в
телестудию на передачу "Моя семья”. Вы согласны быть участниками этой передачи?
–
А я буду кем? (Телеведущей.)
–
Итак, участники передачи готовы? Сядьте поудобнее, выпрямите свои спинки, чтобы
вы были красивыми. Начали!
2.
Вводная часть
–
Добрый день, уважаемые телезрители! Сегодня в нашей студии уч-ся 5класса
Волковской школы. Вы пришли на передачу,
чтобы поговорить… О чём? Вы узнаете, когда расшифруете схему – 7+ я (семья).
-Правильно,
на нашей передаче мы будем говорить о самых близких людях, о семье. Что же
такое семья? Что для вас значит семья?
Семья
– это много понятий разных,
Семья
– это будни,
Семья
– это праздник,
Семья
– это радость твоя и моя.
Семья
– это ты!
Семья
– это я!
–
А теперь послушайте стихотворение о семье, прочтёт его …
Семья
моя поистине высокое творенье.
Она
заслон надёжный, и причал.
Она
даёт признанье и рожденье
И
для меня основа всех начал.
3.
Основная часть
-В
каждой семье есть люди, имена которых много значат для нее. Их жизнь служит
примером для младших поколений. Письма, фотографии, вещи, принадлежавшие им,
сохраняются как семейные реликвии. Что вы знаете о членах вашей семьи?
-Все
ли вы о них знаете? Сейчас мы это проверим. Напишите
Папа
Мама
Фамилия
Имя
Отчество
Дата
рождения
Место
рождения
Профессия
Место
работы
–
Кто еще есть в твоей семье? Чем они занимаются?
-А
сейчас я вам расскажу одну фантастическую историю: Агент 005 получил задание
разыскать человека с необычными задатками. Досье было у него в руках. Он открыл
папку и прочитал:
·
пробегает
по дому 4 километра в день;
·
готовит
по 12 часов в неделю и моет 96 килограмм посуды;
·
обладает
отличными способностями следственной и розыскной работы.
005
закрыл папку и вздохнул: "Это невозможно! Никто не может столько уметь!”.
И
все-таки после долгих поисков агент нашел такого человека. Как вы думаете, кто
он? (мама)
-Не
просто мама. Супермама! У каждого из вас такая же.
–
Сейчас телезрители ждут ваших рассказов о мамах….
–
На какой цветок похожа твоя мама?
–
Что она любит делать?
–
Что ее больше всего радует?
–
Что ее больше всего расстраивает?
–
Чему она тебя научила?
-Как
хорошо вы говорили о мамах! Мама… Закройте глаза и прислушайтесь. И вы услышите
мамин голос. Он живет в вас самих, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с
одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос,
мамины глаза, мамины руки.
-Мама…
Вы маленькие, еще не умеете говорить, она понимала вас без слов. Угадывала, что
ты хочешь, что у тебя болит. Мама учила вас говорить, ходить… Мама прочла вам
первую книгу. Каждый из вас может сказать: "Самая лучшая мама – моя. Я не могу
обойтись без мамы, а она не может обойтись без меня, поэтому очень волнуется,
когда меня нет дома”.
–
Давайте все вместе произнесём слово "мама”, с улыбкой шепните его,
скажите звонко.
–
А теперь я предлагаю сказать красивые слова своей маме. Какая она? (милая,
нежная, ласковая……)
-Объясни
смысл пословиц:
При
солнышке – тепло, при матери – добро.
Сердце
матери лучше солнца греет.
Нет
друга лучше, чем родная матушка.
-Сейчас
прозвучат стихи – загадка. Отгадайте, кому они посвящены.
У
кого, спрошу вас я,
Цвет
волос, как у меня
И
задам другой вопрос:
На
кого похож мой нос?
И
ответьте без подсказки,
У
кого такие глазки?
Самый
сильный, самый смелый.
За
меня стоит горой:
Вы
конечно, догадались!
Это
– (кто?) папа! Мой герой!
-Вы
правильно назвали этого героя. Значит, любите и уважаете его. Расскажите о
ваших папах по плану.
План.
Как
зовут папу?
Где
и кем работает?
Есть
ли у него обязанности по дому?
Чем
любит заниматься в свободное время?
Любите
ли вы проводить свой досуг с папой?
Чем
занимаетесь вместе?
Можно
ли считать хорошим день, проведенный с папой?
-Мы
поговорили о старших членах вашей семьи. Настал ваш черед. Все: бабушка и
дедушка, мама и папа с нетерпением ждали вашего рождения. Они и имя вам
подобрали заранее и полюбили вас, еще не родившихся.
Любили
все вас без особых причин
За
то, что ты – внук,
За
то, что ты – сын,
За
то, что малыш,
За
то, растешь,
За
то, что на папу имаму похож.
И
эта любовь до конца твоих дней
Останется
тайной опорой твоей.
-Над
именем все долго голову ломали. Хотелось, чтобы оно было необычным и звучным.
Ведь ты станешь продолжателем рода, наследником(цей). Постарайтесь записать
дату своего рождения и именин.
-А
теперь поиграем в "Ромашку” (вопросы на карточке).
-Видишь
сколько вариантов твоего имени. Дома вас, конечно, называют самыми ласковыми.
Денисик, Ритуля, Настюша, Игорек.
-Знаешь
ли ты историю возникновения твоего имени, что оно обозначает?
-Как
ты считаешь, подходит ли тебе твое имя? Зовут ли тебя дома иначе, чем по имени,
как? (сыночек, сынок, сынуля, сынуленька, доченька, дочурка и т.д.)
-Умеешь
ли ты возвращать родным ласку? Назови ласково маму (мамочка, мамуля, мамулечка,
мамуся, маменька), папу, бабушку, дедушку, сестру, брата.
–
Вот мы и познакомились с вашими семьями. Я вижу, что вы очень счастливые дети!
Счастье, это когда вы с удовольствием идёте, едите в школу, а потом с радостью
возвращаетесь домой. Любите ли вы бывать дома? Или вам милее школа? Почему
каждому человеку так дорог дом? (здесь мы выросли, здесь наши родные, которые
нас любят, здесь тепло и уютно).
-У
древних римлян существовали боги – хранители дома. Им молились и приносили
жертвы в храме Весты. Каждая семья имела двух покровителей, изображения которых
помещались на самом видном месте – возле очага. А название этих богов с тех пор
является синонимом родного дома.
-Как
звали римских богов – хранителей дома? (Пенаты).
-Когда
человек после долгого отсутствия возвращается домой, он говорит:
"
Вот я и вернулся в родные пенаты."
–
Прислушайтесь к себе, к своему сердцу. Вспомните свой дом. Ведь семья – это ваш
дом. Давайте составим пожелания вашему дому. Попробуйте это себе представить.
4.
Физкультминутка
–
Руки над головой, пальцы соединены:- это крыша идеального дома.
–
Руки скрещены на груди – много тепла в доме, глаза вверх – мир дому. Глаза
вправо – добро дому. Глаза влево – любовь дому. Глаза прямо – свет дому.
5.
Продолжение основной части
-Но
чтобы дом был именно таким, надо много трудиться. У каждого члена семьи есть
свои обязанности по дому. От них зависит порядок. Возьмите в руку карточку и
подпишите рядом с рисунком, кто в вашем доме выполняет это дело. В каких
домашних делах участвуешь ты? Можешь ли ты выполнять какое-то дело, которое в
твои обязанности не входит?
-Итак,
папа, мама, вы, ваши братья и сестры – семья. Считаете ли вашу семью дружной,
хорошей. А от кого это зависит? ведь это от всех зависит и от вас тоже.
Моя
семья – обычная семья,
И,
как у всех, то дождь, то светит солнце.
Но
в ней, как в капельке, Россия вся видна,
Что
кротко смотрит с каждого оконца!
-Дружной
семью можно назвать не только тогда, когда члены ее живут мирно, без ссор, но и
тогда, и это главное, когда здесь хранят традиции и дорожат ими. Кто же вас с
этими традициями знакомит? (дедушка, бабушка)
-Какие
традиции у вас дома?
-У
вас у каждого на столе лежат листы бумаги и ручка. Возьмите и нарисуйте вашу
семью.
–
Работы у всех готовы. Мы их выставим на выставку.
–Мы
– частичка своей Родины. Каждый человек должен знать историю своей семьи,
родословную. Это и есть частица истории Родины.
6.
Итог урока
–
Итак, о чём же мы с вами разговаривали на нашей телепередаче?
–
Что мы с вами рисовали?
–
Нашу передачу мы начали со слов о семье, и закончить тоже хочется такими же
словами.
Была,
и есть, и будет главной составляющей семья.
Своих
родителей и предков я не забываю.
Поклон
земной им от души я низкий посылаю.
–
Семья – это надёжная крепость для каждого из нас, где всегда можно найти
понимание, заботу, любовь. Преклоняйтесь всегда перед великим терпением и
мужеством, перед бесконечной щедростью сердец своих родителей. Я хочу пожелать
вам, чтобы вы помнили свои семейные традиции, свои корни не только в год семьи,
но и всегда, и передавали из поколения в поколение.
–
Наша передача подошла к концу. Я благодарю всех ребят за участие в телепередаче
"Моя семья”. До новых встреч.
|