Уважаемые родители, подойдите к оценке способностей своего ребенка беспристрастно и объективно. Отвечайте на вопросы словами «да» и «нет».
Ваш ребенок:
- Скорее способный, чем одаренный.
- Творческий, инициативный, деятельный.
- Живо откликается на все новое.
- Интересующийся непонятными и загадочными явлениями, ищущий ответы на непонятные вопросы.
- Отвлекающийся и не всегда доводящий дело до конца.
- Нуждающийся в поддержке и помощи старших в начатом интересном деле.
- Для него характерно проявление агрессивности, если что-то не получится.
Если на 7 вопросов вы дали положительный ответ, есть некоторые основания считать вашего ребенка способным.
Если на четвертый и пятый вопрос вы ответили отрицательно, переходите к следующим вопросам.
Ваш ребенок:
- Скорее одаренный, чем просто способный.
- Его интересы достаточно стабильны и устойчивы.
- Он очень любезен, его интересы неограниченны.
- Он любит задавать каверзные вопросы и решать трудные задачи, ставить людей в тупик своими суждениями и определениями.
- Часто не соглашается с мнением взрослых.
- Любит решать каверзные вопросы и задачи.
- Всегда доводит начатое дело до конца.
- Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.
- Настойчив в достижении поставленной цели.
- Имеет много друзей среди сверстников, может с каждым найти общий интерес.
- Сверстники тянутся к нему, ценят его ум и многообразие интересов.
- Часто бывает эгоистичен и требователен к окружающим людям.
Положительные ответы на все эти вопросы дают основание предполагать, что ваш ребенок одарен. Переходите к ответам на следующие вопросы.
Ваш ребенок:
- Во многих сферах знаний проявляет разностороннюю одаренность.
- Имеет одного или двух друзей, более старших по возрасту.
- Его речь очень развита, отличается большим лексическим запасом, глубоким пониманием языковых нюансов.
- Во всех вопросах ищет самостоятельные решения.
- Не любит общепризнанных мнений, во всем опирается на собственное мнение, делает свои выводы.
- В трудной ситуации отвечает за себя сам, не прибегая ни к чьей помощи.
- В общении с людьми разного возраста ведет себя не по годам взросло.
- Рано определяет свое призвание, реально оценивает свои возможности, особенности характера.
- Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях знаний.
- Критичен по отношению к себя и другим.
- Не всегда уживчив в коллективе, категоричен в суждениях.
Положительные ответы родителей на все вопросы дают серьезные основания отнестись к такому ребенку как к одаренному. Это должно радовать родителей, и в тоже время они должны понимать, что для того, чтобы ребенок, имея такой природный потенциал, состоялся, они должны приложить к этому немало усилий.
Признаки высоких умственных и творческих способностей:
- ранняя мотивированность в выборе цели;
- проявление упорства в достижении поставленной цели, несмотря на неудачу;
- легкость слухового и зрительного запоминания, устойчивость запоминания;
- способность к творческому воображению;
- способность к абстрагированию, умение устанавливать ассоциативные связи межу различными предметами и явлениями;
- способность длительное время увлекаться какой-либо трудноразрешимой идеей;
- склонность к одиночеству и работе вне коллектива;
- потребность в мечтании и фантазировании;
- способность заражать своими идеями других людей
|