Применение здоровьесберегающих технологий при подготовке учащихся к
итоговой аттестации.
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только
подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать,
умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
(Л.Н. Толстой.)
Стремление к развитию личности каждого ребенка, как индивидуальности,
развитие познавательной активности, умение мыслить, а значит уметь пользоваться
знаниями - главные проблемы всей педагогической деятельности
учителя.
Для решения этих проблем необходимо так организовать учебный процесс,
соблюдая строгую логическую последовательность курса, чтобы учащийся на
занятиях не был объектом, воспринимающим готовые знания, а был исследователем,
ведущим активную поисковую деятельность. Этому способствует осознание учеником
цели предстоящей деятельности, для чего он должен пройти следующие этапы:
потребность - мотив - цель- действие - рефлексия.
Обновляется и функциональное
взаимодействие субъектов учебного процесса.
Учитель:
1) переходит с позиций, дающего знания, в позицию организатора
собственной познавательной деятельности учащихся, т. е. управляет познавательной
деятельностью ученика;
2) организует творческие и самостоятельные работы на уроке;
3) организует работу ученика с учеником или с источником знаний;
4) создает ситуацию успеха, т. е. разрабатывает такое задание и такую
методику, при которой ученик обязательно
справится с работой;
5) создает обстановку, располагающую ученика к деятельности, вызывающей
положительные эмоции
6) организует самоанализ собственной деятельности ученика и ее
самооценку.
Без осознания и оценки результата учебной деятельности, и особенно
создания учебной деятельности, выявления затруднений, ошибок, их причин и последующей
коррекцией, деятельность не обеспечит требуемый уровень достижения цели.
Организация учителем деятельности учащихся достигается сочетанием
индивидуальной, парной, групповой работы учащихся, в которой ученик постоянно
получает дозированную помощь в самостоятельной работе.
Знания учащихся, как правило, находятся в прямой зависимости от объема
и систематичности их самостоятельной познавательной деятельности. В связи с
этим А. Дистервег писал, что "развитие и образование ни одному человеку не
могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен
достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным
напряжением. Извне он может получить только возбуждение". Применение
элементов технологий проблемного обучения,
дифференциации и индивидуализации обучения, технологий обучения в
сотрудничестве, элементов здоровьесберегающих технологий, проектного обучения и
элементов технологии объяснительно-иллюстративного обучения позволяют
организовать учебную деятельность учащегося на уроке - когда:
1) перед всеми учащимися одновременно поставлена некоторая цель как
сугубо индивидуальная, личная цель деятельности;
2) содержание задания либо одинаково для всех, либо дифференцировано,
либо индивидуализировано;
3) выполнение задания осуществляет каждый учащийся самостоятельно;
4) учащимся оказывается дифференцированная помощь в виде конкретных
указаний с учетом их уровня знаний и умений;
5) подводятся итоги учебной деятельности каждого учащегося.
В зависимости от типа урока, предлагаются: карточки помощи, творческие
индивидуальные и групповые домашние задания, тестовые задания,
дифференцированные самостоятельные работы, универсальные карточки устного счета
для закрепления темы или устранения пробелов в знаниях.
При индивидуальном подходе
внимание должно быть оказано не только тем» кто испытывает затруднения в
учебной работе, но и тем, кто обнаруживает высокий уровень умственного
развития, проявляет ярко выраженные интересы, склонности и способности к тем
или иным видам деятельности.
Эффективному управлению учебной деятельностью учащихся способствует
изучение их учебных возможностей, знание которых позволяет учителю осуществлять
индивидуальный подход в организации их учебной работы.
Самая важная задача школы - дать
учащимся навыки самостоятельной работы. Поэтому сегодня, когда темпы обновления
научной информации неизмеримо возросли, когда практически каждому человеку, желающему
продуктивно работать, приходится все время доучиваться и переучиваться, ясно,
что школа должна не только и, может быть, не столько снабжать ребят базовыми
исходными знаниями, но и прививать умение самостоятельно их развивать в
дальнейшем. Эти истины не вызывают теперь ни у кого сомнения и могут считаться
общепризнанными.
Большое значение для повышения качества обучения, для предупреждения
неуспеваемости имеет учет индивидуальных особенностей учащихся, изучение
состояния здоровья и знаний каждого из них.
В основу организации индивидуальной работы входит тщательное изучение
работы каждого ученика на основе систематического и своевременного выявления
уровня усвоения каждого раздела программы, чтобы предупредить образование новых
пробелов.
Каждый учитель готовит своих учеников к выпускному экзамену по-своему.
Контрольно-измерительные материалы по ЕГЭ и ГИА по математике содержат от 30 до
40 % заданий повышенного уровня сложности, требующих применение нестандартных
рассуждений. Поэтому по результатам экзамена можно судить о наличии у
выпускников базовых знаний и выявить среди участников тех, чей уровень знаний
весьма высок.
Задача
учителя – обязательно мотивировать учащихся, осуществлять управление их
учебно-познавательной деятельностью, активизируя их на рассуждения, поиск,
догадку, ориентировать на успех. Постоянная такая деятельность позволяет решать
проблемы воспитания ответственности за свою собственную жизнь, подготовки к
жизнедеятельности после окончания школы. |