Урок русского языка во 2 классе по УМК «Начальная школа 21 века».
Тема урока: «Слова исконные и заимствованные».
Задача урока: наблюдать за словами исконными и заимствованными; расширять словарный запас учащихся; определять значение слова с помощью словаря.
Методы обучения: объяснительно-иллюстрированный, наглядный, частично-поисковый, проблемный, репродуктивный.
Ход урока.
Мотивация. (приветствие в стихах)
« Свет солнца в ладони возьму
И к сердцу положу,
И станет всё вокруг
Добрее и светлее».
-Ребята, мне очень хочется, чтобы вы не забывали, что нужно всегда с уважением и добротой относится к окружающим вас людям.
-Открыли тетради, записали число и классная работа.
Актуализация.( отгадывают загадку)
«Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет»
( Весна)
-С приходом весны изменилось ли у вас настроение? (да)
-Каким оно стало? (хорошее, задорное, веселое, бодрое).
-Как назовем эти слова? (синонимы).
Слово синоним в переводе с древнегреческого языка значит «одноимённый»
Слова – синонимы отвечают на один и тот же вопрос.
Соедини:
Ребята – дети, бежать- мчаться, красный-алый, азбука-алфавит, чудесный- волшебный, дорога-путь, грустить-печалиться, вьюга-метель.
-Ребята, прочитайте стихотворение.
Добрый – злой,
Трусливый – смелый,
Толстый – тонкий,
Чёрный – белый,
Вверх – вниз,
Внутри – снаружи,
Над – под,
Жара – стужа,
Чистить – пачкать,
День – ночь,
Все сюда! – ступайте прочь!
Труд – безделье,
Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!
Учитель: - Вам понравилось стихотворение? Чем?
Дети: - Оно весёлое, читается легко.
Учитель: - Хорошо. Назовите слова – синонимы из стихотворения?
Учитель: - Почему вы не можете выполнить моё задание?
Дети: - Здесь их нет.
Учитель: - Правильно.
Учитель: - Как называются эти слова?
Дети: - Эти слова называются антонимами.
Слово антоним произошло от древнегреческих слов анти – «против» и онима – «имя».
Учитель: Слова, одинаковые по звучанию и (или) написанию, но разные по значению, называют омонимами.
Слово омоним произошло от двух древнегреческих слов: омос – «одинаковый» и онима – «имя».
1. Одинаково звучат и пишутся
2. Одинаково звучат, пишутся по разному
3. Одинаково пишутся, звучат по – разному.
Дети приводят примеры: 1. Уж наступил вечер. Уж питается лягушками.
2.Зацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики.
3. Сложный код. Пушистый кот.
Словарная работа:
1. По карточкам.
Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи.
Род( е, и)на, п( и, е)нал, м( а, о)л(о, а)ко, быстр(а, о), пр(о, а)щай,
здра(в, ф)ствуйте, Р(о, а)ссия, с(о, а)рока.
Скор(а, о), за(е, я)ц, ябл(о, а)ко, ябл(о,а)ня, к(а, о)рова, м(и, е)дведь, в(а, о)р(о, а)бей, д(е, и)ревня.
Учитель: - Ребята, а мы сейчас «Поиграем в словарик». Я называю лексическое значение словарного слова, Варвара пишет это слово на доске , а вы - в тетрадях.
- Дерево с белой корой. ( берёза)
- Столица нашей родины.( Москва)
- Страна, в которой мы живём. ( Россия)
- Место, где мы родились и живём).(родина)
- Это плод яблони. ( яблоко)
- Инструмент для копания земли.(лопата)
- Это садовое дерево, плод у него яблоко.(яблоня)
( Во время проверки карточек, обучающиеся ставят ударение и подчёркивают непроверяемую безударную гласную. Проверяю индивидуальные карточки).
- Коробка для школьных принадлежностей.( пенал)
- Электронная вычислительная машина. (компьютер)
Учитель:- Ещё совсем недавно в русском языке не было слов пенал, фломастер, компьютер, кроссовки, потому что не было таких предметов.
- Как вы думаете, откуда пришли в русский язык эти слова?
Работа над правилом.
Упражнение №1.(запись слов в тетрадь).
Упражнение №2.(устно).
Упражнение№3
Корень- это главная часть слова. В корне содержится основное значение слова. Общая часть родственных слов называется корнем.
Самостоятельная работа:
1. по карточкам.
2. 1 – вариант выписать исконные слова
2 – вариант выписать заимствованные слова.
Рефлексия.
- Что нового о словах узнали ? (заимствованные слова и исконные слова)
- Вы все прекрасно работали. Были внимательны и уважительны друг к другу. А кто же из ребят на ваш взгляд работал лучше всех?
Домашнее задание.
Спасибо за старание!
Ведь главное желание,
А навык и умение
С годами к нам придут. |