Cайт учителя Сеновой 

Натальи Владимировны

ПОЗНАКОМИМСЯ!!!
МОЯ КНОПКА
> Жми здесь
УЧИТЕЛЯМ
УЧЕНИКАМ
РОДИТЕЛЯМ
МОЙ КЛАСС
Категории раздела
Программы [12]
Документы [13]
Математика [32]
Русский язык [32]
Литературное чтение [28]
Окружающий мир [19]
Это интересно [7]
Технология [14]
Изобразительное искусство [12]
Исследовательская деятельность [6]
Случайное фото
Форма входа
Задумайся!!!
Гостевая книга
Заходите и пишите
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Праздники
Информер праздники сегодня
Главная » Файлы » Учителям начальных классов » Русский язык

Слова исконные и заимствованные
[ Скачать с сервера (17.7 Kb) ] 05.06.2012, 17:27

Урок русского языка во 2 классе по УМК «Начальная школа 21 века».

 Тема урока: «Слова исконные и заимствованные».

Задача урока: наблюдать за словами исконными и заимствованными; расширять словарный запас учащихся; определять значение слова с помощью словаря.

Методы обучения: объяснительно-иллюстрированный, наглядный, частично-поисковый, проблемный, репродуктивный.

                                             

 

                                                                     Ход урока.

Мотивация. (приветствие в стихах)

« Свет солнца в ладони возьму

И к сердцу положу,

И станет всё вокруг

Добрее и светлее».

 

 

-Ребята, мне очень хочется, чтобы вы не забывали, что нужно всегда с уважением и добротой относится к окружающим вас людям.

 

-Открыли тетради, записали число и классная работа.

 

Актуализация.( отгадывают загадку)

 

 

«Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет»

 

 

                            ( Весна)

-С приходом весны изменилось ли у вас настроение? (да)

-Каким оно стало? (хорошее, задорное, веселое, бодрое).

-Как назовем эти слова? (синонимы).

Слово синоним в переводе с древнегреческого языка значит «одноимённый»

Слова – синонимы отвечают на один и тот же вопрос.

Соедини:

Ребята – дети, бежать- мчаться, красный-алый, азбука-алфавит, чудесный- волшебный, дорога-путь, грустить-печалиться, вьюга-метель.

-Ребята, прочитайте стихотворение.

 

Добрый – злой,
Трусливый – смелый,
Толстый – тонкий,
Чёрный – белый,
Вверх – вниз,
Внутри – снаружи,
Над – под,
Жара – стужа,
Чистить – пачкать,
День – ночь,
Все сюда! – ступайте прочь!
Труд – безделье,
Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!

 

Учитель: - Вам понравилось стихотворение? Чем?

Дети: - Оно весёлое, читается легко.

Учитель: - Хорошо. Назовите  слова – синонимы из стихотворения?

Учитель: - Почему вы не можете выполнить моё задание?

Дети: - Здесь их нет.

Учитель: - Правильно.

Учитель: - Как называются эти слова?

Дети: - Эти слова называются антонимами.

Слово антоним произошло от древнегреческих слов анти – «против» и онима – «имя».

 

Учитель: Слова, одинаковые по звучанию и (или) написанию, но разные по значению, называют омонимами.

Слово омоним произошло от двух древнегреческих слов: омос – «одинаковый» и онима – «имя».

1.      Одинаково звучат и пишутся

2.      Одинаково звучат, пишутся по разному

3.      Одинаково пишутся, звучат по – разному.

Дети приводят примеры:   1. Уж наступил вечер. Уж питается лягушками.

2.Зацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики.

3. Сложный код. Пушистый кот.

 Словарная работа:

1. По карточкам.

Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи. 

Род( е, и)на, п( и, е)нал, м( а, о)л(о, а)ко, быстр(а, о), пр(о, а)щай, 

здра(в, ф)ствуйте, Р(о, а)ссия, с(о, а)рока.

Скор(а, о), за(е, я)ц, ябл(о, а)ко, ябл(о,а)ня, к(а, о)рова, м(и, е)дведь, в(а, о)р(о, а)бей, д(е, и)ревня.

 

Учитель: - Ребята, а  мы сейчас «Поиграем в словарик». Я называю лексическое значение словарного слова, Варвара пишет это слово на доске  ,  а вы -  в тетрадях.

 

 - Дерево с белой корой. ( берёза)

 - Столица нашей родины.( Москва)

 - Страна, в которой мы живём. ( Россия)

 - Место, где мы родились и живём).(родина)

 - Это плод яблони. ( яблоко)

 - Инструмент для копания земли.(лопата)

 - Это садовое дерево, плод у него яблоко.(яблоня)

( Во время проверки карточек, обучающиеся ставят ударение  и подчёркивают непроверяемую безударную гласную. Проверяю индивидуальные карточки).

- Коробка для школьных принадлежностей.( пенал)

- Электронная вычислительная машина. (компьютер)

Учитель:- Ещё совсем недавно в русском языке не было слов пенал, фломастер, компьютер, кроссовки, потому что не было таких предметов. 

- Как вы думаете, откуда пришли в русский язык эти слова?

Работа над правилом.

Упражнение №1.(запись слов в тетрадь).

Упражнение №2.(устно).

Упражнение№3

Корень- это главная часть слова. В корне содержится основное значение слова. Общая часть родственных слов называется корнем.

Самостоятельная работа:

1.     по карточкам.

2.     1 – вариант выписать исконные слова

2 – вариант выписать заимствованные слова.

 Рефлексия.

  • Что нового о словах узнали ? (заимствованные слова и исконные слова)
  • Вы все прекрасно работали. Были внимательны и уважительны друг к другу. А кто же из ребят на ваш взгляд работал лучше всех?

Домашнее задание.

Спасибо за старание!
Ведь главное желание,
А навык и умение
С годами к нам придут.

Категория: Русский язык | Добавил: talia
Просмотров: 3844 | Загрузок: 465 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Который час?
Поздравляем!!!
-->
УЧИТЕЛЯМ
КЛАССНЫМ МАМАМ
ПРИГОДИТСЯ!!!
Какой день?
Музыка для Вас!!!
Живой календарь
Какая погода?
Друзья сайта
  • Дневник. ру
  • Сайт пгт.Вахруши
  • Сетевое сообщество нач. классов Слоб.р-на
  • МКОУ СОШ пгт.Вахруши
  • МКОУ ООШ с.Волково
  • Улыбнись!!!

          Никнейм 
<tbody><tr><td align=Copyright MyCorp © 2025