Тема
урока: «Арифметические действия
с положительными и отрицательными числами»
Форма
проведения урока: русский, язык и литература в гостях у
математики.
Цель: Закрепить навыки выполнения действий с
положительными и отрицательными числами с использованием основных правил
стихосложения.
Задачи:
Ø
формирование
математических и лингвистических навыков в нестандартных ситуациях;
Ø
гуманизация
обучения математики;
Ø
развитие
познавательного интереса;
Ø
развитие
коммуникативных навыков.
ХОД УРОКА:
Вступление.
Учитель математики: Здравствуйте! Мы начинаем наш урок математики!
Тема
урока: «Арифметические
действия с положительными и отрицательными числами». Откройте тетради, запишите число.
На этом уроке мы закрепим навыки выполнения
действий с положительными и отрицательными числами.
Сегодня
нам предстоит необычный урок, на котором
встретятся сразу несколько школьных предметов: математика, литература и
русский язык.
Математика
и литература . Что роднит их? На первый взгляд разные…
Великий
русский геометр Лобачевский и Омар Хайям,
Женщина-математик
Софья Васильевна Ковалевская и М. Ю. Лермонтов,
Учёные
Л.Ф. Магницкий, М. В. Ломоносов и А. С.
Пушкин…
Софья
Васильевна Ковалевская говорила о математике так: "Нельзя быть математиком, не
будучи в то же время поэтом в душе”.
Учитель русского языка и литературы: Поэты
тоже имеют отношение к математике:
Омар Хайям свои стихи писал на полях научных
математических трудов;
М.
Ю. Лермонтов слыл хорошим шахматистом и математиком;
А.
С. Пушкин, учась в лицее, с математикой не очень-то дружил, но став взрослым
человеком, после встречи с великим русским геометром Лобачевским Пушкин сказал:
"Вдохновение нужно в поэзии, как в
геометрии”.
Учитель математики: Литературу и русский
язык мы пригласили на урок математики, когда уже: - познакомились с некоторыми
правилами стихосложения на уроках литературы;
-
научились выполнять некоторые действия с целыми и дробными числами на уроках
математики;
-
познакомились со многими правилами русского языка.
Учитель русского языка и литературы: И
сегодня мы не только закрепим и обобщим приобретённые знания по некоторым темам
математики, русского языка и литературы, но самое важное, найдём им практическое применение, попробуем
соединить полученные знания в искусстве стихосложения. Мы будем складывать стихотворение
по правилу математики. Кстати, а зачем сочинять правила в стихах? (правильно,
быстро и легко запоминают рифмованные строчки правил)
Учитель математики: Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учёбой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!
Устный счёт.
Сейчас
мы с вами разгадаем кроссворд, задания к которому вы придумывали сами. Итак –
три группы по 4 вопроса, последнее, 12 –е слово и будет темой нашего нового
стихотворного правила. Будьте внимательны, на каждое правило мною будет
предложено устное задание.
1 вопрос. Натуральное число,
которое делится без остатка на данное число. (кратное)
Русский язык: Сколько в этом слове
букв? (7) Сколько звуков? (8) Почему звуков больше, чем букв?
Математика: Найти наименьшее общее кратное чисел 9,12, 24.
(72)
2 вопрос. Натуральное число, на
которое делится данное число без остатка.
(делитель)
Русский язык: Какая это часть речи?
Почему?
Математика: Назовите все делители числа
12. (1,2,3,4,6,12)
3 вопрос. Как называется число,
которое имеет только два делителя 1 и само число? (простое)
Русский язык: какая орфограмма
спряталась в корне? Проверьте.
Математика: Из чисел 31,25, 100 и 47
выберите простые. (31 и 47)
4 вопрос. Как называется деление числителя и
знаменателя дроби на их общий делитель, отличного от 1. (сокращение)
Русский язык: Можно ли 1 и 4 слова
назвать однокоренными? Почему? Какой фонетический процесс произошёл в корне?
Математика: Сократите дроби: 4/6,
15/12, 35n/21n (2/3, 5/4,
5/3)
5 вопрос. Частное двух чисел. (отношение)
Что показывает отношение? (Какую часть
одно число составляет от другого и во сколько раз одно число больше другого)
Русский язык: Каков суффикс в этом
слове? (-ени-)
Математика: Какую часть урока заняла
самостоятельная работа, которая длилась 15 минут? (15/40=3/8 урока)
6 вопрос. Равенство двух
отношений. (пропорция)
Русский язык: Какова приставка в этом
слове? Почему о в приставке?
Математика: С Полиной и со Светой
делили мы конфеты.
6 на 3 – будет
2, 8 на 4 – 2. Вот такая порция – верная
пропорция?
Составить,
прочитать и проверить пропорцию. (6 так относится к 3, как 8 к 4)
7 вопрос. Отношение длины линии
на карте к длине линии на местности. (масштаб)
Русский язык: Какие две орфограммы
связанные с правописанием согласных в корне «спрятались» в этом слове.
Математика: Длина железнодорожной
магистрали 300 км.
Какой длины получится линия, изображающая эту магистраль на карте, сделанной в
масштабе 1:10 000 000? (3 см)
8 вопрос. Числа, которые состоят
из натуральных, им противоположных и нуля. (целые)
Русский язык: Сколько слогов в этом
слове.
Математика: Сколько целых чисел
находится между числами -3 и 7. (9)
9 вопрос. Математический знак,
указывающий на числа, противоположные натуральным. (минус)
Русский язык: Дайте характеристику
звука /м/.
Математика: Решите уравнения: -х=607; -а=31,4; -у= -3, 502. (607; -31,4; 3,502)
10 вопрос. Число, показывающее
положение точки на прямой. (координата)
Русский язык: Сколько в этом слове твёрдых согласных звуков?
Математика: Между какими целыми числами
на координатной прямой расположено числа 2,6; -9,08. (между 2 и 3, между -10 и -9)
11 вопрос. Расстояние от начала
координат до точки в единичных отрезках. (модуль)
Русский язык: Определить род, число и падеж этого
существительного.
Математика: Вычислить │-710│+│-290│;
│240│:│-80│ (1000; 3)
12 вопрос. Математическое
действие. (сложение)
Русский язык: Толкование слова «сложение» (сообщение учащегося –
индивидуальное домашнее задание).
Учащийся: Для того, чтобы определить
значение слова «сложение» я обратилась к
«Толковому словарю» Ожегова и выяснила, что это слово многозначно.
Во-первых,
сложение – это арифметическое действие, посредством которого из двух или
нескольких чисел получают новое. Например: Правило сложения отрицательных
чисел.
Во-вторых,
сложение – это сочинительство, выдумка. Например: Правила стихосложения.
Учитель математики: С устным счётом справились,
кроссворд весь разгадан, ключевое слово определено – это сложение. Но не о
сложении натуральных чисел поведём мы сегодня речь, с этим вы знакомы ещё с
первого класса. Нас интересуют правила сложения отрицательных чисел, и чисел с
разными знаками, изученными совсем недавно, и являющиеся важными для дальнейшего успешного обучения
математики.
Но для того, чтобы сложить
стихотворение нам необходимо вспомнить правила стихосложения, и поэтому за
помощью обратимся к литературе.
Учитель русского языка и литературы:
Проверка домашнего задания, решение задач на повторение, работа в
тетрадях.
Разбор
стихотворений, работа с учебником
Учитель
математики: основное о правилах стихосложения. И сейчас проверим выполненное
вами устное домашнее задание: необходимо было найти в разных источниках уже созданные рифмованные
правила из курса математики 6 класса
1 ГРУППА: Противоположные числа.
Плюс пять и
минус пять
Всем нам нужно
отличать
Они совсем не
сложные,
А
противоположные.
Учитель русского языка и литературы: О
чём это стихотворение? Есть ли ритм? Определите вид рифмы. (парная)
Учитель математики: Как формулируется правило в
учебнике? п.27 стр.154:
Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называют
противоположными числами.
ЗАДАЧА на данное правило № 944 стр.158
2
ГРУППА: Основное
свойство пропорции.
Пропорцию
проверить можем
Попарно члены
перемножим
Крайние и
средние,
Найдём
произведения.
Произведения
равны
И пропорция
верна.
Учитель русского языка и литературы: О
чём это стихотворение? Есть ли ритм? Определите вид рифмы. (парная) Окончания каких строк не совсем связаны? (5 и 6)
Учитель математики: Как формулируется правило в
учебнике? п.21 стр.123-124:
Если произведение крайних членов равно произведению средних членов
пропорции, то пропорция верна.
ЗАДАЧА
на данное правило № 762 (а) стр.125
3 ГРУППА: Нахождение дроби от числа.
ДРОБЬ ОТ ЧИСЛА хотим найти,
Не надо никого тревожить.
Нам надо данное число
На эту дробь взять и умножить.
Учитель русского языка и литературы: О
чём это стихотворение? Есть ли ритм? Определите вид рифмы. (перекрёстная) Можно
ли определить вид рифмы 1 и 3 строки? Это холостой стих – незарифмованные
строки среди рифмованных.
Учитель математики: Как формулируется правило в
учебнике? п.14, стр.78: Чтобы найти дробь от числа, нужно умножить число на эту дробь
ЗАДАЧА на
данное правило № 489
стр.80
Повторение пройденного.
Пришло
время вернуться к ключевому слову
кроссворда – СЛОЖЕНИЕ. Вспомним, как
формулируются правила сложения
отрицательных чисел и чисел с разными знаками в нашем учебнике. п. 32 стр.176., п. 33 стр.179
Чтобы
сложить два отрицательных числа, надо:
1)
сложить их модули;
2)
поставить перед полученным числом знак минус.
Чтобы
сложить два числа с разными знаками,
надо:
1) из
большего модуля слагаемых вычесть меньший;
2)
поставить перед полученным числом знак того слагаемого, модуль которого больше.
Работа в группах: Вы сидите по
группам и группам будет предложено задание:
Учитель математики: 1 группе:
сложить согласно правилам
стихосложения стихотворное правило из
разрезанных слов. (тема – сложение отрицательных чисел)
Учитель русского языка и литературы: Не
забудьте об основных правилах стихотворения, рифме. В вашем – рифма – парная; в
третьей строке – обращение.
Учитель математики: 2 группе:
сложить согласно правилам
стихосложения стихотворное правило из
разрезанных слов. (тема – сложение чисел с разными знаками). Учитель русского языка и литературы: Рифма
– парная, в третьей строке – вводная конструкция в скобках.
Учитель математики: 3 группе:
сложить согласно правилам
стихосложения стихотворное правило из разрезанных
строчек. (на обе темы)
Учитель русского языка и литературы: Рифма
– парная, три четверостишия, в последней
строфе – диалог.