Cайт учителя Сеновой 

Натальи Владимировны

ПОЗНАКОМИМСЯ!!!
МОЯ КНОПКА
> Жми здесь
УЧИТЕЛЯМ
УЧЕНИКАМ
РОДИТЕЛЯМ
МОЙ КЛАСС
Категории раздела
Документы и программы [14]
5 класс [34]
6 класс [16]
7 класс [25]
8 класс [22]
9 класс [20]
Программы элективных курсов [6]
Случайное фото
Форма входа
Задумайся!!!
Гостевая книга
Заходите и пишите
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Праздники
Информер праздники сегодня
Главная » Файлы » Математика 5-9 кл. » 6 класс

Урок по теме «Арифметические действия с положительными и отрицательными числами».
[ Скачать с сервера (865.0 Kb) ] 24.06.2012, 16:35

Тема урока: «Арифметические действия с положительными и отрицательными числами»

 

Форма проведения урока:  русский, язык и литература в гостях у математики.


Цель: Закрепить навыки выполнения действий с положительными и отрицательными числами с использованием основных правил стихосложения.

 

Задачи:  

Ø  формирование математических и лингвистических навыков в нестандартных ситуациях;

Ø  гуманизация обучения математики;

Ø  развитие познавательного интереса;

Ø  развитие коммуникативных навыков.

 

ХОД УРОКА:

Вступление.

Учитель математики:  Здравствуйте! Мы начинаем наш урок математики!

Тема  урока: «Арифметические действия с положительными и отрицательными числами». Откройте тетради,  запишите число.

На этом уроке мы закрепим навыки выполнения действий с положительными и отрицательными числами.

Сегодня нам предстоит необычный урок, на котором  встретятся сразу несколько школьных предметов: математика, литература и русский язык.

Математика и литература . Что роднит их? На первый взгляд разные…

Великий русский геометр Лобачевский  и Омар Хайям,

Женщина-математик Софья Васильевна Ковалевская и М. Ю. Лермонтов,

Учёные Л.Ф. Магницкий, М. В. Ломоносов и  А. С. Пушкин…

Софья Васильевна Ковалевская говорила о математике так: "Нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе”.

 

Учитель русского языка и литературы: Поэты тоже имеют отношение к математике:

Омар Хайям свои стихи писал на полях научных математических трудов;

М. Ю. Лермонтов слыл хорошим шахматистом и математиком;

А. С. Пушкин, учась в лицее, с математикой не очень-то дружил, но став взрослым человеком, после встречи с великим русским геометром Лобачевским Пушкин сказал: "Вдохновение нужно в поэзии, как в геометрии”.

 

Учитель математики: Литературу и русский язык мы пригласили на урок математики, когда уже: - познакомились с некоторыми правилами стихосложения на уроках литературы;

- научились выполнять некоторые действия с целыми и дробными числами на уроках математики;

- познакомились со многими  правилами  русского языка.

 

Учитель русского языка и литературы: И сегодня мы не только закрепим и обобщим приобретённые знания по некоторым темам математики, русского языка и литературы, но самое  важное, найдём им практическое применение, попробуем соединить полученные знания в искусстве стихосложения. Мы будем складывать стихотворение по правилу математики. Кстати, а зачем сочинять правила в стихах? (правильно, быстро и легко запоминают рифмованные строчки правил)

 

Учитель математики: Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учёбой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!

 

Устный счёт.

Сейчас мы с вами разгадаем кроссворд, задания к которому вы придумывали сами. Итак – три группы по 4 вопроса, последнее, 12 –е слово и будет темой нашего нового стихотворного правила. Будьте внимательны, на каждое правило мною будет предложено устное задание.

1 вопрос. Натуральное число, которое делится без остатка на данное число. (кратное)

Русский язык: Сколько в этом слове букв? (7) Сколько звуков? (8) Почему звуков больше, чем букв?

Математика:  Найти наименьшее общее кратное чисел 9,12, 24. (72)

2 вопрос. Натуральное число, на которое делится данное число без остатка. (делитель)

Русский язык: Какая это часть речи? Почему?

Математика: Назовите все делители числа 12. (1,2,3,4,6,12)

3 вопрос. Как называется число, которое имеет только два делителя 1 и само число? (простое)

Русский язык: какая орфограмма спряталась в корне? Проверьте.

Математика: Из чисел 31,25, 100 и 47 выберите простые. (31 и 47)

4 вопрос.  Как называется деление числителя и знаменателя дроби на их общий делитель, отличного от 1. (сокращение)

Русский язык: Можно ли 1 и 4 слова назвать однокоренными? Почему? Какой фонетический процесс произошёл в корне?

Математика: Сократите дроби: 4/6, 15/12, 35n/21n (2/3, 5/4, 5/3)

5 вопрос. Частное двух чисел. (отношение) Что показывает отношение? (Какую часть одно число составляет от другого и во сколько раз одно число больше другого)

Русский язык: Каков суффикс в этом слове? (-ени-)

Математика: Какую часть урока заняла самостоятельная работа, которая длилась 15 минут? (15/40=3/8 урока)

6 вопрос. Равенство двух отношений. (пропорция)

Русский язык: Какова приставка в этом слове? Почему о в приставке?

Математика: С Полиной и со Светой делили мы конфеты.

6 на 3 – будет 2,  8 на 4 – 2. Вот такая порция – верная пропорция?

Составить, прочитать и проверить  пропорцию. (6 так относится к 3, как 8 к 4)

7 вопрос. Отношение длины линии на карте к длине линии на местности. (масштаб)

Русский язык: Какие две орфограммы связанные с правописанием согласных в корне «спрятались» в этом слове.

Математика: Длина железнодорожной магистрали 300 км. Какой длины получится линия, изображающая эту магистраль на карте, сделанной в масштабе 1:10 000 000?  (3 см)

8 вопрос. Числа, которые состоят из натуральных, им противоположных и нуля. (целые)

Русский язык: Сколько слогов в этом слове.

Математика: Сколько целых чисел находится между числами -3 и 7. (9)

9 вопрос. Математический знак, указывающий на числа, противоположные натуральным. (минус)

Русский язык: Дайте характеристику звука /м/.

Математика: Решите уравнения: -х=607; -а=31,4; -у= -3, 502. (607; -31,4; 3,502)

10 вопрос. Число, показывающее положение точки на прямой. (координата)

Русский язык: Сколько  в этом слове твёрдых согласных звуков?

Математика: Между какими целыми числами на координатной прямой расположено числа 2,6; -9,08. (между 2 и 3, между -10 и -9)

11 вопрос. Расстояние от начала координат до точки в единичных отрезках. (модуль)

Русский язык:  Определить род, число и падеж этого существительного.

Математика: Вычислить │-710│+│-290│; │240│:│-80│ (1000; 3)

12 вопрос. Математическое действие. (сложение)

Русский язык: Толкование слова «сложение» (сообщение учащегося – индивидуальное домашнее задание).

Учащийся: Для того, чтобы определить значение слова  «сложение» я обратилась к «Толковому словарю» Ожегова и выяснила, что это слово многозначно.

Во-первых, сложение – это арифметическое действие, посредством которого из двух или нескольких чисел получают новое. Например: Правило сложения отрицательных чисел.

Во-вторых, сложение – это сочинительство, выдумка. Например: Правила стихосложения.


Учитель математики: С устным счётом справились, кроссворд весь разгадан, ключевое слово определено – это сложение. Но не о сложении натуральных чисел поведём мы сегодня речь, с этим вы знакомы ещё с первого класса. Нас интересуют правила сложения отрицательных чисел, и чисел с разными знаками, изученными совсем недавно, и являющиеся  важными для дальнейшего успешного обучения математики.

Но для того, чтобы сложить стихотворение нам необходимо вспомнить правила стихосложения, и поэтому за помощью обратимся к литературе.

Учитель русского языка и литературы:

Проверка домашнего задания, решение задач на повторение, работа в тетрадях.

Разбор стихотворений, работа с учебником

Учитель математики: основное о правилах стихосложения. И сейчас проверим выполненное вами устное домашнее задание: необходимо было найти  в разных источниках уже созданные рифмованные правила из курса математики 6 класса

1 ГРУППА:  Противоположные числа.

Плюс пять и минус пять

Всем нам нужно отличать

Они совсем не сложные,

А противоположные.

Учитель русского языка и литературы: О чём это стихотворение? Есть ли ритм? Определите вид рифмы. (парная)

Учитель математики: Как формулируется правило  в  учебнике? п.27 стр.154:  Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называют противоположными числами.

ЗАДАЧА    на данное правило    № 944 стр.158

 

2  ГРУППА:   Основное свойство пропорции.

Пропорцию проверить можем

Попарно члены перемножим

Крайние и средние,

Найдём произведения.

Произведения равны

И пропорция верна.

Учитель русского языка и литературы: О чём это стихотворение? Есть ли ритм? Определите вид рифмы. (парная) Окончания каких строк не совсем связаны? (5 и 6)

Учитель математики: Как формулируется правило  в  учебнике? п.21 стр.123-124:  Если произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции, то пропорция верна.

 ЗАДАЧА    на данное правило  № 762 (а) стр.125

3 ГРУППА:  Нахождение дроби от числа.

ДРОБЬ ОТ ЧИСЛА хотим найти,
Не надо никого тревожить.
Нам надо данное число
На эту дробь взять и умножить.

Учитель русского языка и литературы: О чём это стихотворение? Есть ли ритм? Определите вид рифмы. (перекрёстная) Можно ли определить вид рифмы 1 и 3 строки? Это холостой стих – незарифмованные строки среди рифмованных.

Учитель математики: Как формулируется правило  в  учебнике?  п.14, стр.78:   Чтобы найти дробь от числа, нужно  умножить число на эту дробь 

ЗАДАЧА на данное правило     № 489 стр.80

 

Повторение пройденного.

Пришло время  вернуться к ключевому слову кроссворда – СЛОЖЕНИЕ. Вспомним, как  формулируются  правила сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками в нашем учебнике.   п. 32 стр.176., п. 33 стр.179

Чтобы сложить два отрицательных числа, надо:

1) сложить их модули;

2) поставить перед полученным числом знак минус.

 

Чтобы сложить два  числа с разными знаками, надо:

1) из большего модуля слагаемых вычесть меньший;

2) поставить перед полученным числом знак того слагаемого, модуль которого больше.


Работа в группах: Вы сидите по группам и группам будет предложено задание:

Учитель математики: 1 группе: сложить  согласно правилам стихосложения  стихотворное правило из разрезанных слов. (тема – сложение отрицательных чисел)

Учитель русского языка и литературы: Не забудьте об основных правилах стихотворения, рифме. В вашем – рифма – парная; в третьей строке – обращение.

 

Учитель математики: 2 группе: сложить  согласно правилам стихосложения  стихотворное правило из разрезанных слов. (тема – сложение чисел с разными знаками). Учитель русского языка и литературы: Рифма – парная, в третьей строке – вводная конструкция в скобках.

 

Учитель математики: 3 группе: сложить  согласно правилам стихосложения  стихотворное правило из разрезанных строчек. (на обе темы) 

Учитель русского языка и литературы: Рифма – парная, три  четверостишия, в последней строфе – диалог.


1 группе:

Сложить два числа отрицательных-

Дел нет для нас замечательней.

Сложите два модуля, дети,

Поставьте знак минус в ответе.

 

2 группе:

Числа разных знаков мы сложить мечтаем

Из большего модуля меньший вычитаем

А в ответе ставим ( нет ничего проще)

Знак того слагаемого, модуль которого больше.

 

3 группе:

Если уж захочется очень вам сложить

Числа отрицательные, нечего тужить:

Надо сумму модулей быстренько узнать,

К ней потом знак «минус» взять да приписать.

Если числа с разными знаками дадут,

Чтоб найти их сумму, все мы тут как тут.

Больший модуль быстро очень выбираем.

Из него мы меньший вычитаем.

Самое же главное – знак не позабыть!

-Вы какой поставите? – мы хотим спросить

- Вам секрет откроем, проще дела нет,

Знак, где модуль больше, запиши в ответ.

Учитель русского языка и литературы: Почему в стихах, с которыми мы сегодня работали почти нет изобразительно – выразительных средств? (стихи  по математике)

Если же правила эти
Будете вы выполнять,
Значит вам обеспечено,
Не сомневайтесь, всем пять!

Решение задач на закрепление:  

Учитель математики:  Решим примеры из учебника на эти правила.

Задание № 1081 стр.184. (доп. №1083)

 

Подведение итогов: На сегодняшнем уроке мы повторили много тем и правил из курса  математики, надеюсь, что это было для вас полезно. Оставили стихотворные правила по новым , сложным  темам, и, хочется надеется, что в дальнейшем ошибок в вычислениях вы будете допускать меньше.

Домашнее задание: А чтобы сформировать  прочный навык действий с положительными и отрицательными числами, нам не обойтись без домашнего задания. Вам надо будет решить примеры по  сформулированным на уроке правилам, ответы – зашифрованные буквы. Благодаря ключу к расшифровке, вы составите и прочитаете высказывание учёного М. В. Ломоносова о математике.


Великий русский ученый М. В. Ломоносов говорил о математике так: "Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит”.

Рефлексия: Закончите предложение: Сегодня на уроке (я, мне, мы) …

Спасибо за урок. До свидания!

Категория: 6 класс | Добавил: talia
Просмотров: 1991 | Загрузок: 76 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Который час?
Поздравляем!!!
-->
УЧИТЕЛЯМ
КЛАССНЫМ МАМАМ
ПРИГОДИТСЯ!!!
Какой день?
Музыка для Вас!!!
Живой календарь
Какая погода?
Друзья сайта
  • Дневник. ру
  • Сайт пгт.Вахруши
  • Сетевое сообщество нач. классов Слоб.р-на
  • МКОУ СОШ пгт.Вахруши
  • МКОУ ООШ с.Волково
  • Улыбнись!!!

          Никнейм 
<tbody><tr><td align=Copyright MyCorp © 2024